?

Log in

No account? Create an account
Vechek

Рукопись № 001, найденная на политической помойке (начало)


 

СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО
Только для кандидата,
руководителя штаба
и особо доверенных
лиц кампании

Стратегические направления президентской кампании Александра ЛЕБЕДЯ
(почему мы можем победить на этих выборах)

Генеральная цель кампании – избрание А.И. Лебедя Президентом Российской Федерации. В рамках стратегии кампании выделяются три основных этапа:

1. подготовительный этап – с момента регистрации инициативной группы по сбору подписей до регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации (не позднее 26.04.96). Его основные задачи – (а) сбор подписей и (б) создание информационно-аналитической, идеологической, технологической, организационной и финансовой базы агитационно-пропагандистской работы в пользу А.И. Лебедя;

2. агитационно-пропагандистский этап – с момента регистрации в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации до конца мая – начала июня. Его основная задача – сформировать в сознании достаточного количества избирателей позитивно окрашенный образ А.И. Лебедя; Разбивается на этапы:
2.1. Презентационный, продвигающий образ кандидата, знакомящий избирателей с "легендой". Цель – познакомить максимальное число избирателей с "человеком, который нужен России".
2.2. Акцентирующий, показывающий сильные достоинства образа. Одновременно показываются те проблемы общества, которые этот образ должен решить. Цель – полный контроль над избирателями "центра".
2.3. Трансформирующий, сменяющий шкалу оценок избирателями кандидатов, показывающий преимущества образа А.И. Лебедя в решении основных проблем общества по сравнению с основными конкурентами. Цель – привлечение избирателей "болота".

3. этап решающего штурма – с 6.06. Его задача – максимально расширить электорат кандидата за счет тех избирателей, которые первоначально были настроены голосовать за соперников или не собирались голосовать вообще.

При необходимости, которая будет выявлена к концу второго этапа, возникнет необходимость в четвертом этапе – подготовке ко второму туру голосования. Задачи этого этапа будут определены тогда же.

1. Ситуация в стране и ожидания избирателей

К концу 1995 г. градация общенациональных проблем в сознании избирателей выглядела следующим образом:

а) преступность – 49,6-66,2% населения
б) рост цен – 41,3-63,7% населения
в) отсутствие законности и порядка – 41,8-54,8% населения
г) обнищание населения – 29,4-47,2% населения
в) военные конфликты на границах СНГ и России – 36,2-49,4% населения

При этом озабоченность избирателей ростом преступности, отсутствием законности и порядка в течение всего 1995 года шла по возрастающей и нет оснований для предположения, что в начале 1996 г. эта тенденция изменилась.

Поэтому при подготовке публичных вариантов программы и агитационных документов необходимо неукоснительно исходить именно из данной градации проблем общества в сознании избирателей. Если строить публичную программу как порядок решения будущим президентом самых актуальных проблем общества (программу действий), наш кандидат может сделаться выгодно отличимым от всех прочих.

Необходимо также отметить, что свыше трети опрашиваемых в течении 1995 г. избирателей регулярно заявляли о своем полном недоверии ко всем действующим политикам, причем по мере приближения декабрьских выборов этот процент нарастал. При этом подавляющее число не верящих избирателей все-таки приняло участие в голосовании. Эти данные позволяют сделать вывод о резком росте антипатии со стороны избирателей ко всему спектру действующих с 1991 г. политиков. В то же время только 6% избирателей причисляет Лебедя к профессиональным политикам (см. сноску 1). Следовательно, нам выгодно представлять кандидата не как профессионального политика, а как человека, пришедшего в политику из гражданских побуждений. Благодаря этому мы выходим на главную интригу будущей кампании: ГЕНЕРАЛ, ВЫНУЖДЕННЫЙ ИДТИ В ПОЛИТИКУ потому, что профессиональные политики выродились и выражают сегодня интересы не народа и страны, а своих партий, кланов и группировок, ищущих от власти только новых материальных благ.

Генерал, вынужденный идти в политику в соответствии со своими профессиональными обязанностями – защищать свой народ.

2. Оценка соперников

Ожидается, что реально претендовать на пост Президента будет не более 10 чел., а скорее всего – не более 7. Основными конкурентами для нас являются Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский и Г.А. Явлинский

2.1. Ельцин

Неприятие действующего президента и руководства страны со стороны избирателей к началу 1996 года шло по следующим позициям:

а) неспособность поддерживать порядок в стране;
б) не имеет поддержки в народе;
в) не нравятся его человеческие качества;
г) недостаточно активен, нерешителен.

Действия президентской команды к началу марта 1996 года были направлены на нейтрализацию следующих негативных компонентов сложившегося образа Ельцина:

а) неспособность контролировать ситуацию в стране;
б) неспособность обеспечивать элементарный порядок в экономике на уровне регулярной выплаты заработной платы;
в) нежелание добиться реальных подвижек в деле более глубокой интеграции СНГ;
г) неспособность добиться мира в Чечне;
д) неспособность выполнять свои обязанности ввиду тяжелого состояния здоровья;
е) неспособность выразить и отстоять на международной арене национально-государственные интересы России

Одновременно осуществлялась программа переноса ответственности за отдельные негативные элементы политики на "бояр", которые немедленно отправлялись в отставку. То есть основной упор делается на ликвидацию или нейтрализацию имеющихся негативных сторон имиджа действующего президента.

Кроме того, президентская команда начала реализацию кампании по раздуванию антикоммунистической истерии в стране. В дальнейшем президент попытается столкнуть между собой сторонников КПРФ, демократов и ЛДПР и на этой основе занять над политическими партиями место центриста, миротворца и борца с политическим экстремизмом, т. е. потенциально наше место "лидера всего народа". Раздувание общественной конфронтации перед выборами будет преследовать и вторую цель – в случае неудачных для Ельцина результатов опросов перед выборами можно будет организовать гражданские беспорядки и под этим предлогом ввести в стране прямое президентское правление для "наведения общественного порядка".

В ближайшее время группа сторонников Ельцина под руководством Шумейко попытается провести подмену понятий в общественном сознании. Во всех грехах последних лет виноватыми будут объявлены демократы "первой волны", а сам Ельцин возглавит так называемых "реформаторов". Это слово не имеет пока в общественном сознании отчетливого негативного смысла, и поэтому не вызывает болезненной аллергии избирателей.

В игру Ельцин вступил, имея 100 млрд. руб. в "президентском фонде зарплаты" в бюджете и, естественно, постарается истратить средства таким образом, чтобы "потом не было мучительно больно..." Средства околопрезидентских структур вообще не ограничены никаким бюджетом, а они, между прочим, ведут борьбу за свое существование. Кроме того, снятием Попцова Президент еще раз напомнил СМИ, кто в доме хозяин, и дополнительно сэкономил не один десяток миллиардов в бюджете своей кампании.

В соответствии со своим Мифом, Ельцин победит, потому что у него самый разветвленный аппарат, потому что он гарант порядка и продолжения реформ, потому что на него надеются все мировые лидеры, потому что его любят все слои народа – от чиновников и генеральных директоров до лавочников, потому что если он не победит, то победят Зюганов или Жириновский, начнутся потрясения и передел собственности между бандами конкурентов.

Ясно, что примерно за месяц до выборов президент узурпирует общефедеральные и московские эфирные средства массовой информации, и с утра до вечера различные вроде бы уважаемые люди будут рассказывать о том, как он незаменим, велик, и какие подлые бояре окружали "царя Бориса". Параллельно через глав администраций подобного рода речи будут звучать на региональных ТВ. Сторонники президента будут клеймить Явлинского за раскол демократического лагеря и измену делу реформ, Жириновского и Лебедя – за конфронтацию с Западом и великорусский шовинизм, Зюганова – за стремление повернуть время вспять. Сам Президент будет соблюдать видимость "пакта о ненападении" и ласково взирать сверху вниз на копошащихся претендентов.

Мы увидим красивейшие плакаты Президента, эффектные от НЛП-проработки листовки, статьи виднейших экономистов, раскаявшихся демократов, националистов и коммунистов. Параллельно будет раскрыто несколько нашумевших уголовных дел, посадят какого-нибудь совсем уже оборзевшего от приватизации "нового русского", разоблачат несколько фашистских (припугнуть старушек) и террористических (припугнуть остальных) групп, слегка замирят Чечню, чуток притихнут пристыженные бандиты, и наступит мираж грядущих стабильности и порядка.

Дня за два-три до выборов, если замирить Чечню не удастся, можно будет сообщить СМИ о ликвидации кого-нибудь из лидеров чеченского терроризма. Правда это может создать трудности во втором туре, если информация не подтвердится.

Естественно, к услугам Президента будут "все звезды", земные и небесные, особенно – выходящие в тираж. До июня помогут вкладчикам, выплатят зарплаты и пенсии, снимут кого-нибудь, кто их злодейски не платил. Денег кредита МВФ на это хватит. В апреле вожди со всего мира направятся в Кремль на совещание по проблемам разоружения, где отметят заслуги нашего лидера в становлении порядка во всем мире. В ближнем зарубежье удастся придавить пару несговорчивых республик и склонить их к заключению договоров с Россией. В общем, к середине июня все мы проникнемся историческим оптимизмом и поймем, что, если бы не нынешний президент, в стране могло бы быть еще хуже. Хорошим популистским ходом накануне выборов могла бы стать деноминация рубля. Но это очень дорогостоящий ход (см. сноску 2).

В случае, если аналитики Ельцина сочтут накануне выборов шансы А.Лебедя угрожающими, они могут показать в начале июня по ОРТ фильм "Особенности национальной охоты", герой которого – генерал – внешне сильно напоминает Лебедя, но пьет, буянит и, несмотря на образ Рубахи-Парня, совершенно не способен к наведению какого-либо Порядка или управлению страной.

Главным инструментом кампании Ельцина будут московские газеты, особенно без яркой политической окраски, развлекательные, центральные каналы ТВ и административные структуры в регионах. Последние будут помогать независимо от своих политических симпатий, помня о будущем.

Фактически единственный шанс для Ельцина – продлить пребывание у власти – создать кризисную ситуацию, истерическое противостояние "партии реванша" (коммунисты и примыкающие к ним) и так называемых "здоровых сил общества", к которым партия власти причисляет себя и своих союзников. При этом если Ельцину удастся пройти во второй тур, истерика в обществе будет доводиться до запредельного уровня, причем приемы ее нагнетания могут носить и провокационный характер. Однако такая позиция сильно уязвима – Ельцин при этом выступает не как общена­циональный лидер (кандидат "ЗА"), а как кандидат "ПРОТИВ".

2.2. Зюганов

В создающейся ситуации дополнительные возможности получают коммунисты, которые в условиях прессинга президентской команды смогут отмобилизовать своих скрытых союзников из числа хозяйственной номенклатуры и обеспечить подготовку агитационных материалов, аренду помещений, транспорта, оргтехники и средств связи буквально за гроши. В целом такой подход, отсекающий третьих конкурентов выгоден президентской команде потому, что отвечает ее идее создания "биполярного мира" и победе во втором туре благодаря теории "меньшего зла.

Следует отметить, что Г. Зюганов не имеет персонального Мифа, и в этом его слабость. Коммунисты полагают, что смогут победить потому, что они сильнее, имеют самую разветвленную структуру, любимую народом демагогию, обрели "человеческое лицо", временно прекратили бузить на улицах, победили на парламентских выборах и объяснили значительной части избирателей, что при коммунистах было лучше жить.

Коммунисты пойдут с двух сторон. С одной стороны, Федеральное Собрание будет периодически вспоминать о людях и принимать законы, ломающие федеральный бюджет. Президент, несмотря на то, что его популистские указы будут ломать бюджет не меньше, "вражеские" законы не пропустит и наложит "вето". Таким образом парламентские коммунисты смогут ругать Президента за антинародность. Если президент подпишет такой закон, его сможет ругать Явлинский. Плакаты и листовки коммунистов будут не хуже президентских и, самое главное, уличные коммунисты совершенно бесплатно понесут их от двери к двери, от стенки к стенке. Ругать зюгановцы будут не столько Ельцина, это приберегут на второй тур, сколько не примкнувших к ним Лебедя, Федорова и внутренних раскольников. Изредка будут попинывать жириновцев, а Явлинского просто игнорировать. Зюганову тоже выгоден поляризованный мир. Во втором туре, в случае выхода пары Зюганов-Ельцин, главным козырем коммунистов станет здоровье нынешнего Президента.

Зюганов будет активно действовать в регионах, маршруты его планируемых поездок пока добыть не удалось.

К услугам Зюганова и его союзников будет коммунистическая пресса, региональные телестудии и огромная толпа совершенно бесплатных агитаторов, особенно в бывших индустриальных центрах. Главы регионов вряд ли открыто поддержат коммунистов, но взирать на их действия будут благосклонно, помня о прошлом и клановой солидарности.

2.3. Жириновский

Деньги Жириновского достаточно велики, хотя слухи о миллионах Каддафи и Хуссейна, конечно, преувеличены. Основные источники поступления средств в фонд президентской кампании В. Ж. перекрыть несложно. Еще проще провести несколько показательных процессов над "теневыми" членами его команды, показав кто его "друзья". Но делать этого президентская команда не будет ни в коем случае. По той же теории "меньшего зла". Потому что другого такого соперника Президенту во втором туре еще нужно поискать. Поэтому в первом туре "краник" Жириновскому перекрывать не будут, а во втором он в очередной раз "ляжет" в обмен на какие-нибудь льготы структурам союзников.

В соответствии с собственной мифологией, Жириновский может победить потому что он намерен поднять Россию с колен, дать порядок в стране и достаток в семье, перестать преклоняться перед Западом, выселить кавказцев, возродить СССР, отправить последний вагон на север и последний бросок на юг, к Хуссейну, потому что он никогда не был в номенклатуре КПСС, создал первую в стране оппозиционную партию и не управлял в своей жизни даже баней.

Жириновский, похоже, сказал уже все, что смог придумать. Поэтому главной задачей его команды на общефедеральном уровне будет придумывание и реализация всевозможных информационных поводов, которые позволят вождю ЛДПР постоянно позитивно засвечиваться в СМИ. Судя по тому, что можно было наблюдать в отдельных регионах, где отрабатывались элементы президентской кампании Жириновского, она будет включать в себя массированную плакатную и листовочную экспансию, усиленную бесплатной рассылкой "Правды Жириновского", заявлений о вступлении в ЛДПР, 15-секундных микророликов кампании на местных телеканалах. Жириновский постарается превратить свои поездки по стране в яркие политические шоу.

Ослабляет его позиции малочисленность структур в отдельных регионах, усиливает то, что он единственный из нынешних кандидатов на протяжении двух лет с 1993 года проводил планомерную подготовку и переподготовку менеджеров избирательных кампаний для регионального звена. Отрабатывалась координация кампании по вертикали.

Поражение жириновцев в одномандатных округах никого не должно обольщать. Во-первых ставки на победу в этой кампании никто не делал, во-вторых мажоритарщики часто выходят из повиновения вождям и, по большому счету, вождям в Думе не очень-то и нужны. Жириновский в июньской кампании получил карт-бланш на контрпропаганду в отношении всех остальных кандидатов. Его задача убедить большинство избирателей, что Зюганов – это тоже самое, что и Ельцин или Черненко, Явлинский – то же самое, что и Гайдар или Зюганов, а Лебедь то же самое, что и Руцкой или Сталин. Он попытается втянуть в жесткую конфронтацию всех остальных кандидатов, кроме Президента. В случае выхода Жириновского во второй тур вместе с Ельциным, он может рискнуть укусить руку кормящую, но вряд ли пойдет на это. Он подождет. Если во второй тур Жириновский выйдет с любым другим соперником, борьба будет вестись самым жестоким образом. Любой другой Президент, кроме Ельцина, для Жириновского смертельно опасен.

В настоящее время Жириновский ведет развертывание своих структур. По некоторым данным, штаб по выработке стратегии и тактики президентской кампании В. Ж. расположен на базе одного из оборонных предприятий в районе Балашихи. Там же готовится к вещанию радиостанция ЛДПР, развернута телестудия, где идет видеозапись региональных и программных речей В. Ж., которые будут транслироваться по местным каналам в регионах с середины мая. Из материала, накопленного в прошлогодних поездках Жириновского по регионам, монтируются ролики и видеофильмы.

Благодаря альянсу с пропрезидентскими структурами выход на федеральные эфирные каналы В. Ж. будет открыт. В регионах будет сложнее, так как взаимоотношения с региональными элитами у Жириновского не очень сложились. Но там постараются поработать оперативные группы.

2.4. Явлинский и вероятные действия его команды


Явлинский очень опасен для Президента. И в первом, и во втором туре. Поэтому финансовые возможности его кампании будут подрезаны еще на старте, регистрация осложнена, а низовые структуры будут активно дезорганизовываться. Не исключена показательная национализация каких-нибудь финансовых структур, которые вздумают оказать поддержку Явлинскому.

В соответствии со своим Мифом, Явлинский победит потому что он умный, порядочный, молодой, экономист, законопослушный, сторонник мира в Чечне, известен в Вашингтоне, создал модель таких реформ, которые были бы лучше гайдаровских, хотя история и не терпит сослагательного наклонения.

Явлинский пользуется благосклонностью либеральных столичных СМИ. Однако околодемократические региональные издания, еще с рождения сориентированные на Гайдара, разницы между ними не видят. Если Явлинский в самом начале кампании четко и публично, вплоть до комбинации на пальцах, объяснит "как-бы-интеллегенции", в чем разница между демократами (реформаторами) кейсианской и монитаристской направленности, они смогут простить "роман с коммунистами" и отдать за него голоса. А могут и не отдать. Вот лавочники за Явлинского все равно голосовать не будут, жесткости не хватает. Зато Явлинский может очень много прибавить себе борьбой за очень нужный многим мир в Чечне.

Личностные особенности Явлинского (склонность к самолюбованию, истеричность, злопамятность, инфантильность) не позволяют ему, несмотря на хорошее отношение к нему СМИ и возможные усилия имиджмейкеров, стать центром притяжения всех нерадикальтных политических и общественных сил и, как следствие, электората. В то же время он имеет возможность возглавить достаточно ограниченную "демократическую коалицию", но голосов для победы ей все-таки вряд ли хватит. На качественные плакаты, листовки и ролики денег Явлинскому тоже может не хватить, если не поможет зарубеж. Поэтому местные организации в значительной степени будут обходиться своими силами. Традиционно слабо кампании Явлинского координируются из центра, поэтому распадаются на ряд полупартизанских баталий в регионах, более-менее успешных в зависимости от состояния структур и финансовой подпитки. В ходе кампании на Явлинского возможны серьезные "наезды" только справа, потому что с точки зрения марксистской политологии, он здорово мешает президентской команде. А марксисты у нас сосредоточены на обоих полюсах.

В этой кампании самую реальную угрозу для электората Явлинского представляют коммунисты, которые без помпы уже начали кампанию по завоеванию обнищавших провинциальных интеллигентов, что может привести к вытеснению "яблок" в столицы.

Трудно надеяться, что Явлинский уже в первом туре пойдет на коалицию с Лебедем или Святославом Федоровым, а это осложняет выход во второй тур каждому из этой тройки.

3. Наше место в политическом спектре

Программы различных кандидатов в президенты по мере приближения дня выборов будут все более сближаться, но партийные разногласия разрастаться на флангах, демонстрируя готовность противоборствующих элит и групп к открытой конфронтации.

Поэтому для политически уравновешенных избирателей важнейшим будет становиться не партийная принадлежность кандидата, а способность его публичного образа решить проблемы, наиболее актуальные для данной категории избирателей. Учитывая рост отвращения избирателей к традиционной политике и политическим партиям, наиболее предпочтительным для большого числа избирателей станет претендент, намеренный решать проблемы страны и народа без пристрастия и служения каким-либо политическим группировкам.

Таким образом, одним из основополагающих принципов стратегии нашей предвыборной кампании должно быть превращение биполярной, линейной политической картины страны (см. сноску 3) в двумерную, в которой имеется третий (а еще лучше – верхний) центр притяжения общественно-политических сил и, следовательно, электората. Это предполагает создание общенародного деидеологизированного Лидера – Объединителя, Лидера – Человека Здравого Смысла. А поскольку такой Лидер не может быть сформирован на почве конфронтации, последняя не должна использоваться как основа системы формирования и продвижения образа нашего кандидата. Соответственно, все возможные провокации со стороны как левых, так и правых сил следует встречать снисходительно, как и подобает сильному и уверенному в себе Лидеру.

При отстаивании центристской (точнее – надсхваточной) позиции нашего кандидата и выборе партнеров по коалиции следует воспринимать как угрозу для нас – попытки различных политических группировок ввести Лебедя в число своих сторонников на вторых ролях и разыграть в СМИ "отличного министра обороны". Реализация подобных маневров или даже предварительное наше согласие на подобную расстановку сил сразу же приведет к потере собственного политического лица как выразителя интересов широких масс заинтересованных в наведении порядка людей и сузит число поддерживающих нас избирателей только до числа сторонников той или иной группировки.

Необходимо учитывать, что, идя на коалицию с тем или иным политиком, вместе с его сторонниками мы автоматически приобретаем и его противников. Поэтому перед заключением каких-либо договоренностей и обнародованием их результатов кандидату было бы целесообразно проконсультироваться с группой по выработке стратегии о том, какие плюсы и минусы дает нам этот союз. Данные социологических опросов свидетельствует, что у избирателей почти отсутствует отторжение образа генерала Лебедя (5,4%). Лучше, чем у нас ситуация только у С. Федорова (3.3%). Несколько хуже, чем у нас, ситуация у Г. Явлинского (7,5%). С этими политиками союз для нас в той или иной степени выгоден. В то же время все остальные скорее более приобретают от нас, чем дают (см. сноску 4).

Явная жесткая критика возможна только по отношению к "партии власти", поскольку из-за неопределенности и аморфности этого понятия никого персонально из потенциальных перебежчиков – членов властных элит это не задевает. Возможна она также и по отношению к крайним радикалам типа Анпилова или Новодворской, а также к Жириновскому – но как к явлению (давая своего рода диагноз социальной болезни), а не как к политическому лидеру.

Нужно быть готовыми и к тому, что в случае неудачи в политическом торге несостоявшиеся "союзники" начнут активно внедрять в сознание избирателей негативные стереотипы. Наиболее простым будет способ переноса "негатива" с исторического прототипа. Критика справа в данном случае может строиться по стереотипу "второй Сталин", критика слева – по стереотипу "второй Пиночет". Причем нужно учитывать, что подобными сравнениями наш авторитет будет подрываться даже неосознанно, если нас будут не ругать, а хвалить по аналогии. Поэтому желательно еще до начала избирательной кампании обзавестись собственным историческим "прототипом", который не вызывает в сознании избирателей любой ориентации столь негативной реакции, как Сталин или Пиночет.

И электорально, и политически выигрышным в этом смысле представляется использование аналогии с генералом де Голлем, который во второй раз пришел к власти во Франции в 1958 году, вывел ее из экономического кризиса, повысил уровень жизни населения, прекратил войну в Алжире и, в сущности, вернул Франции статус великой державы, который она практически утратила к концу 50-х годов. Внедрение этой аналогии, однако, можно производить только исподволь – в частности, через поездку во Францию на подготовительном этапе кампании. В мае месяце мы могли бы найти возможность познакомить избирателей с фигурой де Голля. В ходе кампании нам желательно внести в сознание избирателей следующий стереотип: "Генерал де Голль – Мир и величие Франции. Генерал Лебедь – Мир и величие России". Кроме того, в избирательной кампании полезно было бы заказать и протолкнуть в СМИ серию исторических материалов, показывающих благоприятную роль в истории зарубежных стран крупных военных, пришедших к власти демократическим путем.

Важным компонентом, активно внедряемым в общественное сознание со стороны действующих политиков и социологов ("демократов", "жириновцев" и коммунистов), является противопоставление понятий "порядок" и демократия". Однако на протяжении последних двух лет при выборе одного из этих двух понятий до 76% опрашиваемых отдают предпочтение порядку. Наш публичный образ в наибольшей степени из всех кандидатов ассоциируется с возможностью навести порядок в стране. Но мы можем только выиграть, если будет постоянно заявлять, что настоящая демократия без твердого порядка невозможна (см. сноску 5).

Демократия без порядка превращается в хаос, порядок без демократии – в тиранию. И что наведение порядка в нашей стране нашими руками не потребует нарушения для честных людей каких-либо демократических норм (см. сноску 6).

Чтобы привести политическую реальность к желаемому для нас состоянию, чтобы показать нашего кандидата как Лидера – Объединителя, необходимо ясно и однозначно позиционировать себя в политическом пространстве России, избегая при этом позиционирования в пространстве идеологическом. Для этого необходимо, с одной стороны, в значимых публичных политических заявлениях и действиях фиксировать внимание на идее искусственности (привнесенности извне, с Запада) существующих политических полюсов – как правого, так и левого, а с другой – комментируя политические позиции своих потенциальных союзников (а возможно, даже и соперников), делать упор на их сходстве с позицией кандидата, подчеркивая при этом их более слабую проработанность, нереалистичность, неспособность претворить в жизнь и т.п.

(Продолжение см. здесь)
-------------------------------------------------------------------------
Сноски:

1. Ассоциация первого уровня у фамилии Лебедь – "генерал".

2. На всякий случай не мешало бы выяснить в фабрике Госзнака и на монетном дворе – не начали ли там чеканить копейки.

3. Ось противостояния "Зюганов – Ельцин" пытаются выстроить оба этих соперника, а Жириновский и, в меньшей степени, Явлинский намерены использовать драку основных конкурентов для их обоюдного ослабления.

4. В частности, фигура А.Руцкого вызывает полное отторжение у более чем 10% опрошенных. Следует учитывать что он тоже генерал, но его образ связан в сознании избирателей с кровопролитием 1993 года и в целом неудачным опытом пребывания у власти. Своим появлением рядом с Руцким мы только снижаем свои шансы.

5. Здесь можно обыгрывать этимологию слова "демократия", напоминая, что вторая его часть – "кратос" по гречески означает "власть".

6. Не исключено, что хорошим подтверждением этого тезиса могла бы послужить поездка кандидата в Италию для изучения опыта операции "Чистые руки" по искоренению мафии и коррупции в высших эшелонах власти цивилизованными методами. Или хотя бы запрос таких документов в посольстве, При этом особое внимание необходимо уделить взаимодействию между представителями правоохранительных органов (судей, прокуроров, следователей, корпуса карабинеров) и руководством государства (президентом, правительством, парламентом, лидерами политических партий), законодательному обеспечению операции "Чистые руки", материально-техническому обеспечению и правовым гарантиям для ее участников. Запрос или поездка должны максимально освещаться в СМИ.

Comments