?

Log in

No account? Create an account
Vechek

Рукопись № 001, найденная на политической помойке (продолжение)


 

СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО
Только для кандидата,
руководителя штаба
и особо доверенных
лиц кампании

Стратегические направления президентской кампании Александра ЛЕБЕДЯ
(почему мы можем победить на этих выборах)


Продолжение. Начало см. здесь

4. Образ кандидата, предъявляемый избирателю

В условиях быстротечности кампании, ограниченности финансовых и организационных средств на центральное место в системе средств формирования и продвижения образа кандидата выдвигается миф о кандидате как о Герое. Распространяя его, мы получим возможность компенсировать недостаток знаний избирателя о нашем кандидате за счет его (кандидата) героизации. Форма героического мифа позволяет создать такой компенсаторный механизм, в соответствии с которым избиратель при получении нашей информации о кандидате подсознательно дополняет ее теми компонентами, которые с детства связаны у него с положительным героем – носителем Добра, борцом со Злом. Кроме того, мы в этом случае получаем возможность связать образы конкурентов с образами Врагов Героя и представить их как носителей Зла.

4.1. Миф о Герое

Россия всегда была страной, уповающей на доброго и справедливого царя. Поэтому идеи патернализма в политике, ожидание своего рода ОТЦА НАЦИИ, который возьмет на себя решение всех наболевших проблем и снимет дискомфорт в общественном сознании, в народе необычайно велики. Это касается всех категорий населения, независимо от возраста, пола или образования. Просто разные люди по-разному выражают свои ожидания. Все устали от произвола и испытаний, которым их подвергают недобрые и несправедливые цари. Люди не склонны видеть Отца Нации в чиновнике, шумном трибуне или партийном функционере. Им нужен человек, на которого можно положиться, ГЕРОЙ, прошедший цепь испытаний на пути к осознанию своего долга взять на себя ответственность за судьбу нации. Это своего рода Иван-царевич или, говоря современным языком – "харизматический лидер". Именно задачу трансформации реального прототипа в полумифического ГЕРОЯ должна преследовать наша избирательная кампания.

Компонентами такого Мифа о Герое являются:

Облик Героя – личные внешние и внутренние качества кандидата, представленные общественному сознанию как качества выдающейся личности, Героя;
Легенда Героя – биография кандидата, представленная как цепь испытаний, раскрывающих новые качества Героя, и показывающая процесс становления его героической личности;
Враг Героя – абстрактный субъект, которого Герой должен уничтожить (совершить Подвиг), чтобы спасти свой народ. А потому народ должен именно Герою доверить право сразиться с Врагом;
Свита Героя – совокупность поддерживающих Героя реальных людей – авторитетов в науке, культуре, спорте, промышленности, и, в меньшей степени, политиков, каждый из которых тоже в принципе (при менее сложных условиях) мог бы быть Героем;
Свита Врага – зеркально к Свите Героя, но с осторожным (дабы избежать обвинений в клевете) отнесением к ней конкретных персон;
Соперники Героя – совокупность реальных политиков – конкурентов кандидата, представленных как фигуры, из своекорыстных побуждений мешающие Герою осуществить свой Подвиг.

4.2. Враг Героя


Основа конструирования образа Врага Героя лежит в представлениях избирателей о том, кто им мешает нормально жить. Поскольку 58% населения нашей страны убеждено, что власть в ней принадлежит мафии7 (17% – что президенту, 12% – правительству, остальные наделяют властью парламент, партии и т.п.), постольку самый могущественный, по мнению населения, Враг, которому может бросить вызов наш Герой – это МАФИЯ (и ее Свита – организованная преступность, коррумпированные политики, чиновники, судьи и журналисты). МАФИЯ на уровне обыденного сознания понимается гораздо шире, чем организованная преступность. Благодаря противоборству с таким Врагом наш Герой в общественном сознании превращается в СИЛУ, СПОСОБНУЮ ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕСТВУ ГРАЖДАНСКИЙ МИР, ЗАКОННОСТЬ, ПОРЯДОК И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Отсюда следует, что на подсознательном уровне Герой должен быть представлен избирателям как "ГЕНЕРАЛ, БРОСАЮЩИЙ ВЫЗОВ МАФИИ". На третьем этапе реализации кампании можно будет осуществить вброс в массовое сознание термина ПАУТИНА. При этом интенсивность нагнетания нашей конфронтации с Мафией будет зависеть от того, насколько многочисленных союзников на первоначальном этапе мы обретем. Чем больше союзников, тем менее жесткая конфронтация будет нужна нам для победы.

В то же время на вербальном уровне кандидат не должен ставить явно неразрешимых задач полного уничтожения преступности, демонстрируя тем из избирателей, которые пытаются принять сознательное решение, свою реалистичность. Основной тезис здесь примерно таков:

"Я не говорю, что мы полностью уничтожим преступность. Но мы обезглавим и придавим ее, уберем бандитов с улиц и вновь загоним их в подполье. Быть бандитом будет опять стыдно и опасно. Им останется только "завязать" или сесть."

4.3. Свита Героя

Уже в процессе сбора подписей нашему кандидату понадобится Свита Героя, которую целесообразно оформить как Всероссийский Комитет общественной поддержки генерала Лебедя. Самое позднее время начала работы Комитета – конец марта.

Этот комитет будет постепенно "обрастать" людьми с Именем. В нем нам понадобятся академики или доктора всевозможных наук, промышленники, профсоюзные боссы, военные, спортсмены, богема – артисты, художники, писатели, режиссеры, журналисты. Представители этого комитета или микрокомитеты нам понадобятся во всех регионах. Это должны быть ньюсмейкеры как минимум регионального уровня – люди, с чьим мнением считаются и на чье мнение ссылаются. "Все, кому дорога Россия. Честь, интеллект и совесть нации."

Минимум политиков. Было бы неплохо, если бы Комитет возглавил какой-нибудь известный широкой публике ученый. Это связано с одним из главных недостатков нашего публичного образа – неверием избирателей в интеллект кандидата.

4.4. Свита Врага

Свита Врага состоит из двух частей – из абстрактных фигур и конкретных персон. Абстрактные фигуры, включаемые в Свиту Врага, должны жестко увязываться в сознании избирателей с делами Мафии. Эти абстрактные фигуры (организованная преступность, коррумпированные политики, чиновники, судьи, продажные журналисты и т.п.) должны четко и регулярно называться, на программном уровне необходимо показывать, как Герой будет бороться с каждой из них. Чем страшнее и многочисленнее абстрактная составляющая Свиты Врага, тем ярче будет Подвиг, который совершит Герой. Необходимо добиться того, чтобы уже к концу мая, критика в адрес нашего кандидата воспринималась массовым избирателем, как инспирируемая и финансируемая Мафией.

Включение в Свиту Врага конкретных персон (типа Бурлакова, Дудаева, Станкевича, Ильюшенко и др.) нельзя делать непосредственно кандидату. Здесь должны постараться журналисты, аналитики. Возможно и использование средств "черной" пропаганды – путем направленного распространения слухов, анонимных печатных материалов и т.п.

Для демонстрации благородства Героя целесообразно при формировании образа Свиты Врага отделять сознательных и активных соучастников Врага, которых надо сажать, от его невольных пособников, которые являются таковыми по недомыслию, слабости и тому подобным "простительным" причинам. Последних, естественно, нужно наказать, но так, чтобы "перевоспитать" их.

4.5. Соперники Героя

Соперники Героя могут быть честны и искренни (Явлинский, Св. Федоров), но в основном они коварны и лживы (Ельцин, Зюганов, Жириновский). Они демонстрируют готовность сразиться с Врагом, но он им не по силам. Возможно, многие из них даже втайне сотрудничают или готовы сотрудничать с Врагом, стремясь лишить Героя возможности освободить и спасти Свой Народ.

Общее отношение Героя к Соперникам – демонстрация Спокойной Силы: Герой уверен, что он их победит, но в явной форме демонстрирует, что мстить им не будет – в худшем случае нейтрализует их негативные усилия. Возможно даже, что часть из них (тех, которые честны и искренни) он привлечет к борьбе с общим Врагом.

5. Наши публичные достоинства и недостатки


Сравнение мнений избирателей относительно достоинств публичных образов кандидатов показывает, что в глазах избирателей у нашего кандидата по сравнению с другими достоинств намного больше, чем недостатков:

Полное лидерство нашего кандидата:

1. Неспособный лгать о нашей жизни – мы первые.
2. Настоящий лидер, способный повести за собой людей – мы первые.
3. Не вызывает аллергии у окружающих меня (опрашиваемого) людей – мы первые.
4. Он не слишком много обещаетмы первые.
5. Это честный порядочный человек – мы первые.
6. Он не связан с коррумпированными дельцамимы первые.
7. Ему не чужды интересы народамы первые.

Почти полное лидерство:

1. Человек, способный навести порядок – мы первые вместе с Жириновским.
2. Способный справиться с руководством страной – мы первые вместе с Гайдаром.
3. Борец за интересы простых людейуступаем только Зюганову.
4. Способный сказать самую горькую правду о нашей жизни – уступаем только Жириновскому.

Среднее положение:

1. Выражает интересы таких людей, как я (опрашиваемый) – уступаем Зюганову и Жириновскому.
2. Человек со свежим взглядом на вещи – уступаем только Явлинскому и Гайдару.
3. Сделал мало ошибок, находясь у власти – уступаем только Жириновскому и Рыбкину.

Отставание:

1. Пользуется определенным авторитетом среди окружающих меня (опрашивае­мого) людей – уступаем Ельцину, Зюганову, Явлинскому.
2. Слабо образован – уступаем Гайдару, Явлинскому, Черномырдину, Рыбкину.
3. Я (опрашиваемый) не верю его обещаниям улучшить жизнь - меньше, чем нам, верят только Руцкому.
4. Мало известен – уступаем всем, кроме Зюганова.
5. Не имеет политического опытауступаем всем.

Руководителям служб и штабов необходимо учитывать эти стереотипы общественного сознания в своей работе, при подготовке публикаций и агитационных материалов.

Сравнение публичных образов семи кандидатов в президенты8 по 46 параметрам, необходимым будущему президенту для эффективного управления страной, показывает, что в настоящее время выигрышными для нас являются 14 параметров. Наш кандидат характеризуется по сравнению с другими претендентами как:

1. Самый волевой
2. Самый сильный
3. Самый жесткий
4. Почти самый открытый
5. Способный принимать решения
6. Способный обеспечивать выполнение решений
7. Способный видеть угрозы государству
8. Способный видеть угрозы обществу
9. Способный грамотно применять силовые методы и структуры
10. Готовый нести ответственность за свои действия
11. Стремящийся к справедливости
12. Готовый защищать сограждан
13. Миролюбивый
14. Почти самый патриотичный

Если мы обратим внимание на проблемы, волнующие избирателей в первую очередь (см. раздел 1), то обнаружим, что перечисленные качества нашего кандидата непосредственно обеспечивают решение, как минимум трех из них – преступности, отсутствия законности и порядка, войн на границах СНГ и России. При акцентировании в ходе кампании на данных проблемах мы однозначно в качестве Спасителя (см. сноску 9) и Защитника выигрываем у публичного образа любого другого претендента. Однако необходимо отметить, что руководители всех служб и штабов кампании при подготовке публикаций, агитационных материалов, пресс-релизов и т. п. должны непрерывно поддерживать и выпячивать эти сильные стороны кандидата.

В то же время сравнение публичных образов мы показывает 9 параметров, которые являются для нас проигрышными. Ряд из них стал результатом неудачного ведения агитационной кампании КРО, недоработок психологов и проигрыша на выборах, другие – как следствие недостаточной работы над кандидатом:

1. Не хватает уверенности в себе
2. Не хватает благородства
3. Не хватает доброты
4. Не заметно интеллекта
5. Не хватает знаний в экономике
6. Не способен сохранять лидерство
7. Мал политический опыт
8. Не способен к компромиссам
9. Нетерпимый к инородцам

Руководителям всех служб и штабов кампании необходимо сосредоточиться на проработке методик нейтрализации этих негативных компонентов публичного образа нашего кандидата уже к середине мая 1996 года. С нашей стороны проработка по этим направлениям ведется, результаты будут сообщены руководителю штаба.

Необходимо отметить, что ни группам экспертов, ни избирателям четко не известны следующие качества нашего кандидата:

1. Способность учитывать разные точки зрения
2. Способность привлекать специалистов
3. Способность создавать команду.
4. Способность выявлять и устранять недостатки
5. Способность учиться
6. Законопослушность

По этим параметрам провести сравнение публичных образов пока не представляется возможным. Руководителям служб и штабов необходимо продумать, в какой форме и на каких примерах мы сможем сообщить избирателям об этих свойствах кандидата. Предложения просьба направить в аналитический центр.

Мы рекомендуем подчеркивать сильные стороны нашего кандидата. Рекомендации по нейтрализации слабых сторон будут подготовлены с согласия кандидата.

Важной проблемой в этой кампании будет завоевание женского электората. Пока сравнительно высокие позиции в рейтингах мы получаем исключительно за счет мужчин, которые поддерживают нас почти в два раза чаще, чем женщины. Для реализации этой задачи нам придется акцентировать внимание на следующих пока слабо проявившихся компонентах образа:

доброта кандидата
верность кандидата своей семье
надежность кандидата ("за ним, как за каменной стеной")

Необходимо рассмотреть возможность участия в программе К. Прошутинской "Мужчина и женщина". Для более полной проработки "женского вопроса" мы считаем необходимым привлечь психологов. Кроме того мы считаем абсолютно необходимым участие в избирательной кампании семьи кандидата.

Важным пунктом, усиливающим компонент доброты и доступности публичного образа кандидата может стать выступление в роликах в его поддержку 8-10 простых людей, чьи житейские проблемы он решил при помощи своего депутатского статуса. Необходимо, чтобы к началу апреля у нас были такие люди.

"Раскрутка" образа при этом строится по такой схеме:

его психологическая компонента должна раскрывать кандидата (1) сначала как личность, (2) затем как государственно мыслящего гражданина, (3) затем как государственного деятеля, способного выдвигать масштабные, общественно значимые инициативы, (4) и, наконец, близко к финишу – как руководителя, способного обеспечить исполнение своих решений;
содержательная же его компонента разворачивается по принципу: "Чем ближе день голосования, тем более конкретным, более "земным" он подается". Это предполагает примерно такую тематическую последовательность: (1) государство и общество, (2) государство в лице федеральных властей и региональная власть, (3) государство и местная власть, (4) государство и сфера личной жизни гражданина (в первую очередь семья).

2. Особенности первого этапа

Задача этапа – подготовка к широкому ведению избирательной кампании. Этот этап связан прежде всего со сбором информации в избирательном округе, подготовкой программных и рекламных документов, формированием имиджа кандидата, подготовкой его команды. Он предполагает тактику максимально рассудительного и открытого поведения кандидата и его команды.

В связи с этим основой тактики кампании на данном этапе должно быть избегание:

уход кандидата от всех вызовов противников;
попытка остаться вне партийных или идеологических склок и "разборок" и т. п.

3. Особенности второго этапа

Задача этапа – начало собственно избирательной кампании. Данный этап связан с первыми выходами кандидата на встречу с журналистами, избирателями, формированием у избирателей образа кандидата, завоеванием доверия. Он предполагает демонстрацию таких особенностей кандидата, которые ожидаются от него населением и, соответственно, реализацию большой гибкости в поведенческих проявлениях как самого кандидата, так и его сторонников.

В связи с этим основой тактики кампании на данном этапе должно быть сотрудничество:

поиск того рационального, что есть в программах оппонентов;
подчеркивание прагматического и творческого подхода к решению проблем и т. п.

4. Особенности третьего этапа

Задача этапа – обеспечить выход на пик избирательной кампании (начинается за две недели до выборов и завершается за день выборов). На этом этапе необходимо создать позитивное эмоциональное отношение к кандидату, сформировать у избирателей направленность на действия (голосование) в его поддержку. Он предполагает максимальное эмоциональное воздействие на электорат и, соответственно, активное использование наступательных тактик.

В связи с этим основой тактики кампании на данном этапе должна быть конфронтация:

обострение всех противоречий, несогласий, существующих у кандидата с оппонентами-лидерами;
отсечение соперников от их электората и стремление перехватить его;
мобилизация к голосованию традиционно пассивной части электората;
подчеркивание своих сравнительных достоинств к публичным образам соперников, наличия у кандидата опыта разрешения кризисных и конфликтных ситуаций и т.п..

Представляется, что в существующих условиях нереально ставить целью кампании победу сразу в первом туре. А потому и нецелесообразно – можно "сбить ритм", может не хватить ресурсов на работу перед вторым туром. В этой связи встает важнейшая задача – кого лучше иметь во втором туре в качестве соперника.

5. Инструменты реализации стратегии

В данной разработке мы не рассматривали наши финансовые возможности. Кроме того, требования по численности и структуре групп поддержки в регионах, необходимых для решения задач плакатной и листовочной экспансии мы можем сообщить дополнительно.

Для реализации нашей стратегии нам понадобятся следующие инструменты:

Видеозапись большой программной речи – до 8 минут.
Видеозаписи вариантов программных речей для примерно 70 регионов – до 5 минут.
Реализация системы информационных поводов, событий и сюжетов нашей кампании. Крупные информационные поводы нашей кампании позволят нам бесплатно присутствовать в выпусках новостей федеральных СМИ.
Реализация схемы снижения уровня привязки и интерпретации ценностей программы – государство, регион, семья. С выходом на этапе "штурма" к синтетическому уровню "Россия".
Подготовка лозунгов ( до 15 штук).
Подготовка до 30 роликов (от 10 сек до 1 мин).
Съемка 3-х фильмов. Фильм-"легенда" (до 8 мин), фильм "Семья Лебедя" (празднование в Новочеркасске с соседями и членами семьи дня рождения и "серебряной свадьбы"), фильм "Лебедь над Россией" (репортажные съемки со встреч и поездок Лебедя по стране с озвучиванием на митингах отдельных удачных тезисов программы) – до 10 мин.
Подготовка плакатов и листовок в соответствии с "легендой".
Использование возможностей выступления в любых передачах московских и центральных телеканалов (с обязательным согласованием тематики с группой стратегического планирования).
Максимальное использование региональных, районных и неполитизированных московских изданий.

6. Резюме

Основными нашими соперниками в президентской кампании будут выступать следующие кандидаты:

1. Б. Ельцин;
2. В. Жириновский;
3. Г. Зюганов;
4. Г. Явлинский.

Основными сюжетными линиями кампании могут быть:

I. ГЕНЕРАЛ, ВЫНУЖДЕННЫЙ ИДТИ В ПОЛИТИКУ потому, что профессиональные политики выродились и выражают сегодня интересы не народа и страны, а своих партий, мафий и группировок, ищущих от власти только новых материальных благ.
I
I. "ГЕНЕРАЛ, БРОСАЮЩИЙ ВЫЗОВ МАФИИ ", СИЛА, СПОСОБНАЯ ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕСТВУ ГРАЖДАНСКИЙ МИР, ЗАКОННОСТЬ, ПОРЯДОК И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
III. МИРОТВОРЕЦ И БОРЕЦ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ.
IV. "Генерал Де Голль – Мир и величие Франции. ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ – МИР И ВЕЛИЧИЕ РОССИИ.
V. ПРЕТЕНДЕНТ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА, намеренный решать проблемы страны и народа без пристрастия и служения каким-либо политическим группировкам.
VI. СПАСИТЕЛЬ И ЗАЩИТНИК.


Мы победим, если будем КАЗАТЬСЯ избирателям:

более справедливыми и способными навести порядок, чем ЗЮГАНОВ;
более законопослушными и миролюбивыми, чем ЯВЛИНСКИЙ;
более патриотичными и правдивыми, чем ЖИРИНОВСКИЙ;
более сильными и способными к эффективному управлению страной, чем ЕЛЬЦИН

-------------------------------------------------------------------------
Сноски:

7. При этом в обыденном сознании понятие "мафия" представляет собой абстрактное собирательное понятие "темных сил", мешающих среднему человеку нормально и спокойно жить. Оно не структурировано, слабо связано с научным понятием мафии и играет примерно такую же роль, какую раньше играли понятия "нечистая сила" и т.п.

8. К упомянутым во втором разделе кандидатам были добавлены Св. Федоров и Горбачев.

9. Здесь надо попытаться использовать оба ассоциативных смысла – Спаситель в христианском смысле и Спаситель в смысле "Спаситель народа".

Comments

Куда-то вы скрылись, сосед. С днем рождения.

Спасибо!

Да тут такие дела... сын 3 мес. и 1 день назад родился. Так что вся наша жизнедеятельность вокруг его нехитрых потребностей. Но скоро будем изучать окрестности, будем мимо вас хаживать.

Re: Спасибо!

Поздравляю и завидую. Надеюсь, увидимся.

Re: Спасибо!

Очень надеюсь.